Грудной регистр
Я постараюсь максимально раскрыть для вас понятие грудного регистра и ответить на следующие вопросы:
- что это такое?
- где он находится?
- как он звучит?
- как его отыскать?
Сначала необходимо разобраться с некоторыми моментами. А именно: что вообще такое регистры?
О регистрах
Регистры в вокале – это условное «разделение» верхней части вашего тела на «отсеки», в которых формируются разные по высоте звуки. Число регистров, которое может охватить певец, называется «вокальным диапазоном».
Существует множество теорий классификаций и количества регистров. Наиболее простой вариант — это разделение на два регистра: грудной и головной.
К грудному, грубо говоря, можно отнести низкие ноты, а к головному — высокие.
Более сложный вариант классификации — это разделение на пять регистров:
- штробас (самый низкий регистр, при котором голосовые складки практически не вибрируют);
- грудной (связки плотно смыкаются, именно в этом регистре голос приобретает объем и плотность);
- микст (разговорный регистр, находится в наиболее комфортном для нас диапазоне. Также микст соединяет грудной и головной регистры);
- головной (в этом регистре звучат высокие ноты, а если к звуку прибавить большое количество воздуха, получится фальцет);
- свистковый регистр (самый высокий и самый загадочный регистр, во время его формирования практически невозможно проследить за работой голосовых связок).
У неопытных вокалистов регистры не связаны между собой. Возможно, вы замечали, что во время пения происходит какой-то скачок, и ваш голос резко меняется и как будто ломается: проскакивают так называемые «петухи»? Особенно это заметно при подъеме на верхние ноты. Так вот, соединение регистров — это один из самых сложных и долгих процессов, с которым сталкиваются новички во время обучения вокалу.
Наберитесь сил: ведь именно это умение указывает на профессионализм и поднимает вас на новый уровень владения голосом. Помогут вам в этом, конечно же, упражнения, распевки (особенно на глиссандо), ну и, само собой, теоретическая подкованность: вы должны уметь отличить один регистр от другого и знать, как их воспроизвести.
Лайфхак: в этом вам поможет опытный педагог, который укажет на ошибки и подскажет, как извлечь и зафиксировать правильный звук.
Грудной регистр
Как же нам прочувствовать грудной регистр и понять, как он звучит?
Предлагаю вам сделать простое упражнение!
Для начала приложите ладонь к грудной клетке и с тяжелым выдохом (как будто вы очень устали) произнесите звук «Хой» или «Хэй». Важно хорошо выдохнуть этот звук, стараясь сделать это низким голосом.
Чувствуете вибрацию в груди? — Поздравляю, вы нащупали грудной регистр!
Также попробуйте представить себя большим и добрым медведем, который говорит «привет» низким и протяжным голосом, или же Дедом Морозом западного образца с его фирменным «Хоу-хоу-хоу».
Можете попробовать лечь на спину и воспроизвести длинный звук «О», при этом постукивая себя по грудной клетке. Старайтесь издавать низкий и чистый звук.
Понятное дело, что во время пения звуки грудного регистра звучат более мелодично и приятно для уха, однако вы сможете уловить правильные ощущения.
В грудной регистр нам помогают спуститься низкие ноты, существенное количество воздуха, добавление мягкой буквы «Х» к гласным, расслабленность и опущенная вниз челюсть.
Использование грудного регистра может как смягчить звучание и сделать его более бархатным, так и наоборот — сделать очень мощным и объемным. Все зависит от силы смыкания связок и количества воздуха в звуке, а также от резонатора, в который направлен звук.
Грудное звучание подразумевает под собой плотное смыкание связок, активную работу диафрагмы и крепкую опору. В звуке не должно быть воздуха.
Лайфхак: исходный звук зависит от резонатора, в который вы его направите. А это мы уже относим к вокальным приемам.
Приемы грудного регистра
Никто не говорит, что если вы поете в грудном регистре, вам нужно использовать только грудные резонаторы. Смешивание головных резонаторов с грудным регистром (и наоборот) дают заветный объем, плотность и «мясо» в звуке.
Вспомните всем известный припев песни Уитни Хьюстон «I will always love you». Или же припев песни Адель Hello на словах «other side» и «thousand times». В них грудной звук, направленный в твердое небо, звучит невероятно объемно и сильно. Этот прием называется «бэлтинг».
Читайте статью «When You Believe - Уитни Хьюстон и Мэрайя Кэри. Текст песни и полный разбор песни» >>>
Если мы соединим грудной регистр с «носом», получим такой прием, как твэнг, который использует любимая многими певица Эми Уайнхаус, а также Сиа и Рианна.
Если вы добавите придыхание к звуку, то будете — неожиданно! — использовать технику под названием «субтон». Субтон в грудном регистре добавляет нежности, глубины и таинственности.
Если хотите научиться "включать" у себя грудной регистр, записывайтесь на пробный урок по скайпу >>>