Пройти стартовый курс

Фальцет: какой это голос?

Ольга Павленко

Ольга Павленко

Автор

Фальцет – это головной регистр певческого голоса. Выполняется он за счет колебания исключительно краев связок. Звучит тонко, высоко, менее наполнено. Давайте вместе выясним, какой это голос – фальцет, а также развеем основные мифы, которые окружают эту тему.

Скажу сразу: сколько споров – столько и мнений по поводу фальцета. Как на просторах интернета, так и у педагогов по вокалу, причем и у академических, и у эстрадно-джазовых.

Миф №1: Женского фальцета не существует

Многие считают, что фальцет – это высокий певческий голос у мужчин, а женщины вообще не имеют природной возможности переключаться на него. На просторах интернета можно встретить следующее определение:

«Фальцет (итальянское falsetto, от falso – ложный), самый верхний регистр мужского голоса, располагающийся выше обычного певческого диапазона. Звучит несильно, мягко, беден обертонами».

Это распространенное, но устаревшее определение фальцета. Такое мнение бытовало до научных исследований в 1950-1960 гг. Сегодня многие вокальные гуру в педагогике, такие как  Уильям Веннар и Маргарет Грин, активно практикуют обучение женскому фальцету.

Почему же многие считают, что у женщин фальцета не бывает? Дело в том, что так учит итальянская вокальная школа. А ее авторитет неоспорим: сам термин «фальцет» придумали итальянские педагоги. Еще один довод в пользу мужского фальцета: в голосе мужчин этот регистровый переход звучит резче, чем у женщин. И на самом деле: мужской фальцет обычно действительно более мягкий, тусклый по сравнению с женским. Этому способствует множество факторов, особенно анатомических.

На практике профессиональные вокалистки могут сделать этот переход таким образом, что зрителю вообще не отличить на слух: полноценное это смыкание или нет. А вот мужчины делают это очень явно, так что переход хорошо слышен, ведь обертона в их голосе более грубые и низкие от природы!

Последний аргумент в пользу женщин – визуальный. Обратите внимание на работу гортани. Вы увидите, что женщины так же способны переключаться на фальцет. Впрочем, это давно доказано электромиографическими исследованиями нескольких ведущих логопедов и фониаторов. Так что если какой-нибудь преподаватель говорит о том, что у женщин не бывает фальцета, он просто некомпетентен в этом вопросе.

Миф №2. Фальцет – это какой голос?

Второй миф в чем-то похож на первый. Некоторые считают, что мужчины поют настоящим фальцетом, а женщины – лишь субтоном. Например, так мне говорила преподаватель по вокалу в университете. Я не могла до конца поверить в данное утверждение, чувствуя в своем голосовом аппарате колоссальную разницу между исполнением с субтоном и на фальцетном смыкании! Поверьте, это разные вещи!

Субтон – это звук с намеренным напором выхода воздуха (пение на шепоте). В этой технике важно не переборщить с объемом выдоха, не форсировать. Субтон иногда даже называют «придыхательной атакой звука». Потому что это полноценное смыкание связок, просто с достаточным объемом воздуха!

Фальцет – это неполное смыкание связок! В этой технике работают на смыкание только края, а сами связки визуально становятся высокими и длинными.

Читайте нашу статью "Самые лучшие вокальные техники для вашего голоса" >>>

Миф №3: Так написано в книге

Многие педагоги по вокалу отнеслись к появлению научных доказательств о природе фальцета скептически, даже стали их отрицать. Некоторые ссылаются на книги, которые читали в молодости, или на слова своего пожилого преподавателя. Поэтому спор о фальцете – это не научный спор, а всего лишь борьба с ненаучными мифами. С точки зрения науки все ясно: существует и мужской, и женский фальцет, и на вопрос «фальцет – это какой голос?» уже давно дан ответ физиологами.

Сегодня многие педагоги разделились. Кто-то признал научно доказанный факт, а кто-то до сих пор отрицает существование женского фальцета. Например, Ричард Миллер – учитель вокала и оперный певец – в своей книге 1997 года писал, что немецкая школа вокала постепенно ввела идею женского фальцета в педагогическую практику, в Англии и Франции мнения разделились, а в итальянской школе пения фальцет у женщин отрицается. Правда, в 2004 году в своей книге Миллер заявил, что нелогично говорить о женском фальцете, поскольку его тембр на высоких нотах не имеет радикальных отличий по качеству от модального голоса певицы.

Выводы

Надеюсь, я сумела донести до вас необходимую информацию. Все, что я написала, основано не только на чужом мнении, но и на моем собственном опыте исполнителя и педагога, на ощущениях моих учеников, коллег и т. д.

К сожалению, до сих пор некоторые педагоги-женщины показывают фальцет на твердой атаке звука и утверждают, что это микст! Это вообще отдельная история. Если хотите увидеть статью на эту тему, пишите в комментариях!

Помните, что и мужчины, и женщины физически способны петь на фальцете!

Есть отличные клипы-доказательства:

Taylor Swift I Knew You Were Trouble (слушать с 2:44):

Charlie Puth Attention (с самого начала песни начинается импровизация на фальцете. Также слушайте с 47 секунды):

Итак, мы можем проводить такую манипуляцию, как смыкание краев связок, вне зависимости от пола. Такое смыкание и называется «фальцет»! Наши связки могут все! Это феномен! Нам подвластны переключения и соединение регистров, вокальные приемы, расширение диапазона и т. д.

Если вы хотите научиться петь фальцетом и узнать, какой это голос, запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!