Автотюн - что это и как применяется в музыке
Вам интересно, что это за такой зверь – автотюн? Сейчас расскажем. Auto-Tune – аудиопроцессор, разработанный компанией Antares Audio Technologies в 1997 году. Он нужен для измерения и изменения высоты тона при записи и исполнении вокальной и инструментальной музыки.
Первопроходцем использования Auto-tune стала американская певица и актриса Шер (в сингле Believe). Благодаря ошеломляющему успеху сингла аудиопроцессор получил название «эффект Шер». Auto-Tune произвел революцию в популярной музыке и теперь используется не только для коррекции вокала. Он стал звуковым эффектом, с помощью которого артисты сознательно искажают голос. Этот эффект не следует путать с вокодером или talk box.
Auto-Tune доступен как VST-плагин в музыкальных рабочих станциях. VST (Virtual Studio Technology) – формат плагинов реального времени, которые подключаются к звуковым аудио редакторам и секвенсорам. Формат был разработан компанией Steinberg Media Technologies в 1996 году.
Автотюн - что это: принцип работы
Принцип работы Auto-tune заключается в постоянном отслеживании высоты входного звука и его сравнении со звукорядом определенной тональности, установленной пользователем. Если входной сигнал точно соответствует тону шкалы, коррекция не применяется. Если входной сигнал отклоняется от желаемого тона шкалы, Auto-Tune будет автоматически регулировать высоту тона в направлении ближайшей ноты.
Плагин имеет много настроек, которые позволяют производить коррекцию голоса практически без искажений. Базовому пользователю достаточно указать тональность (key), лад (scale) и степень коррекции.
При экстремальных же настройках - программа начинает корректировать высоту звука очень быстро и резко, что приводит к эффекту «механического», или «синтезаторного» голоса. Этот эффект часто используется в современной хип-хоп и поп-музыке.
Противники плагина утверждают, что Auto-Tune оказывает негативное влияние на восприятие музыки обществом. В 2004 году музыкальный критик The Daily Telegraph Нил Маккормик назвал Auto-Tune
«особенно зловещим изобретением, которое с 1990-х годов придавало дополнительный блеск поп-вокалу. Автотюн, взяв плохо спетую ноту, помещает ее в идеальную точку, где нота должна была быть».
Несмотря на негативную репутацию, некоторые критики утверждают, что Auto-Tune открывает новые возможности в поп-музыке, особенно в хип-хопе и R&B. Вместо того чтобы использовать его в качестве опоры для плохого вокала, некоторые музыканты намеренно используют эту технологию для усиления своего самовыражения.
Все ли исполнители используют автотюн?
В большом зале с настоящими инструментами, некоторое непопадание в ноты вряд ли будет особенно заметно. Тем более тогда, когда концерт исполняется под минусовку и в помещении с плохой акустикой. И все же многие певцы привозят с собой на выступления специальную технику для корректировки исполнения прямо во время концерта. Особенно часто подобные технические приемы используются в хип-хопе и поп-музыке.
И все же чаще всего автотюн используется только при записи, одновременно со сведением. Он позволяет существенно улучшить качество исполнения, убрать мелкие недочеты и артефакты. Даже лучшие артисты не всегда поют идеально, поскольку срабатывает человеческий фактор. Поп-музыканты, конечно, попадают в ноты, но иногда одна-две чуть "грязных" ноты портят идеально спетый дубль - здесь и приходит на помощь автотюн.
Автотюн – как он превращается в художественный эффект
Технология Auto-Tune уже давно используется как художественный эффект. Чаще всего ее применяют в R&B, хип-хопе и рэпе. С помощью автотюна можно подчеркивать или менять мелодический посыл музыки. Часто его применяют исполнители, которые поют не совсем идеально. Не всегда применение автотюна оправдано – иногда стоит просто позаниматься с преподавателем вокала и отточить свое мастерство.
Может ли Auto-Tune сделать из любого человека крутого певца?
Возможно, вы что-то знаете о такой группе, как Quest Pistols. Они выпустили первую песню «Я устал» еще в 2007 году. В то время о них говорили, что они только танцуют, а петь – не умеют. А вся их песня сделана с помощью тюнинга. Конечно, это был миф, ведь тюнинг не может спеть за исполнителя – он может только подправить ноты и длительности.
Человек не может наговорить в микрофон – а потом с помощью техники сделать из этого песню. Разговор все равно останется разговором. Современные технологии пока не научились трансформировать речь в исполнение. Поэтому современные люди все еще вынуждены учиться вокальным техникам и оттачивать свое мастерство со специалистами.